«Деформированный текст»
Материал для занятия:
-
разрезанный на части тест;
-
текст на отдельном листе бумаги, написанный крупным шрифтом.
У педагога разрезанный на части текст в виде табличек:
1 табличка: Жила-была девочка
2 табличка: Зоя. Построила Зоя
3 табличка: из кубиков машину. Посадила
4 табличка: она в машину
5 табличка: мишку и начала его
6 табличка: катать.
7 табличка: Вдруг машина
8 табличка:сломалась. Мишка упал
9 табличка: и ушибся.
10 табличка: Положила Зоя мишку
11 табличка: в кроватку
12 табличка: и дала
13 табличка: ему лекарство.
1. Педагог: “У меня есть рассказ, ноя его разрезала. помогите собрать этот рассказ”.
Педагог кладёт таблички на стол. Несколько детских столов составлены вместе. Дети с одной стороны, педагог — с другой. Дети под контролем педагога прочитывают все таблички, затем, договорившись, выбирают первую табличку и кладут её в верхний левый угол стола и ещё раз прочитывают. Далее дети подбирают следующую табличку, кажущуюся им продолжением предыдущей и верной по смыслу. после выкладывания каждой последующей таблички дети прочитывают весь получающийся текст с самого начала. После окончания работы педагог предлагает прочитать получившийся текст и провести драматизацию. В ходе драматизации дети обнаруживают ошибки. понимают нелогичность или непоследовательность составленного текста. ищут выход. таким образом проводится работа над всем текстом.
После того, как выложена последняя табличка и дети утверждают, что текст ими собран верно, педагог предлагает детям прочитать его. Ребята читают текст. Педагог говорит о том, что у него есть свой текст и предлагает детям прочитать его и сравнить с собранным. Ребята читают и сравнивают. Педагог предлагает дать название собранному тексту.
2. Педагог говорит о том, что сейчас дети будут рисовать одну на всех книжку и раздаёт каждому (или паре детей) по одному листу бумаги, в нижней части которого написаны фразы из текста (1 лист — Жила-была девочка Зоя, построила Зоя из кубиков машину. 2 лист — Посадила она в машину мишку и начала его катать. 3 лист — Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. 4 лист — Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.).
Дети садятся за расставленные полукругом столы и начинают рисовать.педагог так организует ситуацию для того, чтобы побудить участников общего дела (в данном случае рисования книжки) обращаться к друг другу. в ходе рисования все дети договариваются об изображении окружающей обстановки, об одежде и внешнем виде героев рассказа и т.д.
3. После рисования рисунки вывешиваются на доске.
4. Для проявления понимания детьми текста предлагается провести драматизацию. Перед драматизацией текст читается.
5. В ходе драматизации уточняется место действия, происходящие события, причинно-следственные связи. По окончании драматизации детям предлагают сравнить события, изображенные на рисунках и только что проигранные. Дети видят, что их рисунки отличаются от того варианта, который они только что проиграли и, естественно, от событий, изложенных в тексте. увидев разницу (даже крохотную). дети решают, как выразить в рисунке содержание текста.
Примечания:
-
При подготовке табличек можно внести усложнение — разрезать слова.
-
Просмотр рисунков можно изменить во времени и следовать следующей структуре:
- рисование;
- драматизация;
- второе рисование;
- сравнивание рисунков.
-
Перед рисованием книжки дети могут сами выбрать себе партнёра и объект для иллюстрации. педагог дает выбор: “Ты про что будешь рисовать?”
Методическое пособие: В помощь педагогам,
работающим по системе Э.И.Леонгард. / Под редакцией Э.И.Леонгард, Е.Г.Самсоновой.М.: ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ СЛУХА г.Набережные Челны, АНО ”ЦЕНТР ЛЕОНГАРД”г.Москва.,2009.