Занятия с сурдопедагогом
Занятия с сурдопедагогом нужны всем детям с проблемами слуха: тем, кто уже носит слуховые аппараты, и тем, чьи родители только-только узнали, что у ребёнка снижение слуха и делают шаги к слухопротезированию; тем, кто стоит в очереди на кохлеарную имплантацию и тем, кто уже сделал эту операцию своему ребёнку. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше.
Если ребёнку уже подобрали и надели слуховые аппараты. то он начал впервые слышать звуки окружающего мира или начал слышать гораздо больше, чем слышал до этого. В любом случае, ребёнок просто не понимает, что он слышит и его надо научить реагировать на новые для него звуки.
Вот этот звук — гудок машины и надо на него обязательно обернутся и уйти с дороги. Понимать звуки, которые раздаются вокруг — это безопасность ребёнка.
Занятия с сурдопедагогом — это запуск речи, появление у него сначала первых звуков: «А», «Ой!», «У», «Э», потом вокализаций, т.е. первых слогов: «Папапапа», «Амамама», «Бабаба», «Тятятятя, потом самых простых лепетных слов: «Му», «Ав-ав», «Мяу», «Топ-топ», а потом и самых заветных слов для родителей: «Мама», «Папа», «Баба». «Деда».
Занятия с сурдопедагогом длятся 40-45 минут в игровой форме. Потом консультация с родителями о том, как заниматься с ребёнком дома, даются домашние задания, которые надо обязательно выполнять. Заниматься с сурдопедагогом лучше 2-3 раза в неделю.
Многие родители придумывают для общения с ребёнком свои жесты, ведь ребёнок их всё равно не слышит. Но после того, как ребёнку надели слуховые аппараты или сделали операцию и подключили кохлеарные импланты, ребёнок начал слышать звуки и поэтому родителям важно постоянно говорить с ребёнком, озвучивать его действия, мотивировать его собственное звучание.
Обязательно надо привлекать внимание ребёнка к звукам и даже специально создавать ситуации, чтобы ребёнок обратил внимание на какой-то звук. Например, договориться с папой, чтобы он ушёл, помахать ему ручкой: «Пока!», закрыть за ним дверь, а потом папа очень громко стучит в дверь. Удивиться вместе с ребёнком, что это? Послушать стук, приложить ручки ребёнка к двери, чтобы он почувствовал и вибрацию вместе со звуком. Развести руками, спросить: «Кто там?» Послушать папин голос из-за двери. Обрадоваться: «Папа! Это папа!» Открыть дверь и ещё раз обрадоваться: «Папа! Папа пришёл!» Учить ребёнка различать обычные бытовые звуки: как течёт вода из-чашки в чашку, шуршание бумаги, стук звяканье ложки в чашке, кашель, смех, топот ногами, хлопки руками, телефонный звонок и т.д.
Развитие слуха глухого ребёнка начинается после подключения и настройки слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов. Это развитие происходит по тем же этапам, как и развитие слуха слышащего ребёнка и чем раньше малыш наденет слуховые аппараты или кохлеарные импланты и начнёт заниматься с сурдопедагогом и родителями, тем быстрее и эффективнее будет происходить развитие слуха , а потом и речи.
Этот процесс занимает от 3-х до 5-и и более лет. Любое прерывание занятий приводит к откату назад и при больших перерывах последующие занятия вновь могут начаться с нуля. Распад речи уже слышащего ребёнка может произойти за 3-4 месяца, если он перестал слышать. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал постоянно, в течение всего дня, снимая аппараты только на ночь.
Сурдопедагог занимается «запуском речи» ребёнка. Логопед подключается и начинает заниматься с ребёнком уже на стадии формирования фразовой речи, где-то через1.5 — 2 года. Но занятия с сурдопедагогом продолжаются, потому что сурдопедагог и логопед занимаются разной работой. Сурдопедагог развивает слуховое восприятие ребёнка, понимание смысла речи, фонематический слух, помогает корректировать настройки слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов. А логопед работает над произношением.
Исправление звукопроизношения