Запуск речи неговорящих детей
Вашему ребёнку 2 г., 3 или 4 года, а он не говорит? Или лепечет что-то совсем непонятное, так что даже мама с трудом его понимает? Не понимает или плохо понимает обращённую к нему речь?
Если вы забеспокоились и начали предпринимать шаги для изменения ситуации, то вам нужно обратиться к специалисту по запуску речи ребёнка. Это может быть логопед, дефектолог или сурдопедагог.
Причины, по которым ребёнок не говорит, могут быть очень разными, но их объединяет одно: молчание или отдельные несвязные звуки малыша.
Сначала надо выяснить причину задержки речи, если есть возможность устранить причину или, по возможности, компенсировать её, а потом начинать заниматься с нужным вам специалистом, потому что методы работы в разных случаях могут быть разные.
Логопед чаще всего работает над исправлением произношения ребёнка, т.е. у ребёнка должна быть уже фразовая речь и он говорит, только невнятно и не очень понятно окружающим его людям. При работе с ребёнком с диагнозом моторная или сенсорная алалия логопед работает над запуском речи малыша.
Дефектолог работает с детьми, у которых выявлено расстройство высших психических функций: мышления, речи, памяти, внимания, воображения и восприятия; нарушение эмоциональной сферы жизни и общения. В зависимости от диагноза дефектолог может учить ребёнка обслуживать себя, обучать общаться с другими и развивать речь, вызывая отдельные звуки, потом лепет и первые слова.
Сурдопедагог чаще всего работает с детьми , имеющими различные нарушения слуха, которым уже поставили диагноз, подобрали и настроили слуховые аппараты или сделали операцию по кохлеарной имплантации.
Сначала сурдопедагог работает над развитием слухового восприятия ребёнка и внимания, ведь малыш только-только начал слышать, но не понимает какой это звук, к чему он относится, и как на это надо реагировать. Из двух одинаковых коробочек одна коробочка привлекает внимание ребёнка больше, чем другая, потому что малыш уже по опыту знает, что если трясёшь коробочку, а там что-то отдаётся тебе в руку, значит там что - то есть и надо её открыть. Учится на звук одевать колечко на пирамидку или бросать камешек в баночку. И преувеличенная эмоциональная реакция педагога и родителей на его успехи очень мотивирует ребёнка.
Если у ребёнка не было речи, сурдопедагог в игровой форме начинает вызывать звуки, именно те, которые получаются у малыша, например: "Ай!", "О!", "И-и-и", "Э!", "Мммм", "Па-па-па". При определённых ритуалах начала и конца занятия постепенно формируются учебные навыки, малыш запоминает порядок работы на занятии и ему легче понимать, что хочет от него взрослый.
Малыша учат элементарным естественным жестам, сопровождаемых словами: "Привет", "Дай", "На", "Пока".
Ребёнок запоминает, что игрушки обозначаются разными звуками: это "Му", это "Ав-ав", это "Мяу", это "Би-би", это "Ту-ту". Он с ними играет, рисует, клеет, мажет пластилином, слушает, как они "говорят" , как двигаются.
Малыш начинает развиваться по тем же этапам, как и слышащий ребёнок с того момента, когда он начал слышать. Поэтому берём таблицу развития из Интернета и соотносим с тем, что умеет ваш малыш, считая возраст не от рождения, а от момента настройки слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов.
Самое главное - начать заниматься с малышом как можно раньше, а не ждать, что оно само собой как-то образуется.
Записывайтесь на занятия. Мы, как и вы, тоже заинтересованы, чтобы ребёнок максимально развил свои способности!